Энергосбережение при освещении улиц
При подготовке проекта уличного освещения важно сразу учитывать факторы, позволяющие снизить стоимость реализации проекта, а также существенно удешевить последующую эксплуатацию осветительной установки. Неважно, планируете ли Вы освещать центральный городской проспект или маленькую парковку в загородном коттедже — правильно подобранное специалистами оборудование поможет эффективно повысить безопасность в темное время суток.
Влияние погодных условий
Фотометрические параметры для дорожного освещения зависят от степени отражения поверхности дороги и яркости ее окружения. На эти два фактора, наряду с качественными характеристиками световой инсталляции, значительное влияние оказывают погодные условия в данный момент времени.
Яркость наблюдаемой дороги при сухих погодных условиях
В данном случае соблюдаются все фотометрические параметры.
Lav = 1,11 кд/м2
U0 = 0,74
Яркость наблюдаемой дороги при небольшом снеге
В данном случае все рекомендуемые фотометрические параметры соблюдены, но их значения не являются оптимальными. Яркость дорожной поверхности в среднем на 49% выше, чем при сухих погодных условиях.
Lav = 1,66 кд/м2 (на 49% выше, чем при сухих погодных условиях)
U0 = 0,64 (на 14% ниже, чем при сухих погодных условиях)
Яркость наблюдаемой дороги при влажных погодных условиях
В данном случае все рекомендуемые фотометрические параметры соблюдены. Яркость дорожной поверхности в среднем на 113% выше, чем при сухих погодных условиях, общая равномерность ниже на 71%.
Lav = 2,37 кд/м2 (на 113% выше, чем при сухих погодных условиях)
U0 = 0,22 (на 71% ниже, чем при сухих погодных условиях)
Влияние транспортного потока
Рекомендуемые параметры освещения дороги могут значительно отличаться в зависимости от транспортного потока, особенно в отношении требуемого уровня яркости. Когда транспортный поток меньше, преимущественно в ранние утренние часы, уровень яркости можно снизить без ущерба для безопасности. С точки зрения времени, дороги классифицируют согласно таблицам Приложения А стандарта EN 13201-1:2003 и соответствующим дорожным властям.
Для того, чтобы снизить освещенность до необходимого уровня, в зависимости от загруженности транспортом, времени дня или погодных условий - используют динамическое дорожное освещение.
Влияние факторов S/P и индекса цветопередачи
Для большей экономии энергии используют источники света с высокими факторами S/P и индексом цветопередачи (CRI). Свет, излучаемый подобным источником, зрительно воспринимается человеком как более яркий. Поэтому применение таких источников света позволяет снизить уровень освещения, при этом в полной мере удовлетворены визуальные требования участников дорожного движения.
Согласно таблице влияния S/P и CRI на освещенность, использование источника света с высоким фактором S/P и CRI позволяет снизить уровень необходимой освещенности, при этом визуальные требования участников дорожного движения удовлетворяются в полной мере. Например, применяя источник света с фактором S/P=2, а не 1.2, для удовлетворения визуальных потребностей участников дорожного движения требуется на 8-21% меньше освещенности. Подобно этому, использование источника с CRI>60, дает возможность снизить уровень освещенности на 18-45%.
Если сравнить натриевую лампу высокого давления и светодиод с 6000K, то для обеспечения необходимого уровня освещенности им потребуется 15 люкс и 12,3 люкса соответственно, что на 18% меньше (у светодиода).
Влияние оптической системы светильника
Оптическая система светильника служит для уменьшения количества света, падающего за пределы зоны зрительной задачи. Таким образом, количество света, падающего в места, где он не требуется, и, следовательно, не используется, уменьшается, что позволяет снизить энергопотребление без ущерба для зрительных потребностей участников дорожного движения. Дополнительное преимущество - ограничение уровня светового загрязнения.
Использование светодиодов для дорожного освещения помимо положительного влияния, оказываемого за счет факторов S/P, позволяет снизить энергопотребление. Они излучают свет в прямом направлении, обеспечивая более эффективное распределение света в зоне зрительной задачи. Соответственно, по сравнению с обычными, светодиодных источников света для удовлетворения зрительных потребностей участников дорожного движения требуется меньше. Во-вторых, они освещают более равномерно, дают меньше бликов, что способствует большему визуальному комфорту и остроте зрения водителей и других участников дорожного движения.
И, наконец, светильники с высококачественной оптикой отбрасывают боковой свет на расстояние, до 4 раз превышающее высоту монтажа. Следовательно, для удовлетворения зрительных потребностей участников дорожного движения требуется меньше светильников, что ведет к снижению затрат на энергопотребление, установку, эксплуатационных расходов.
Эксплуатационный фактор (UF), равен отношению произведения средней поддерживаемой освещенности (люкс) и площади зоны зрительной задачи, которая нуждается в освещении (м2) к сумме световых потоков (лм), умноженному на 100.
Учитывая полученное значение эксплуатационного фактора светильника с обычным источником света, не используется 57% излучаемого света. В то же время при использовании светодиодных светильников с высококачественной оптикой теряется лишь 30% света - меньше на 27%. Соответственно, можно сберечь 40% электроэнергии при соблюдении всех необходимых визуальных требований участников дорожного движения.
Потенциал энергосбережения
Учет представленных ранее факторов позволяет значительно сократить энергопотребление за счет уменьшения уровня освещения без ущерба для участников дорожного движения. Для того, чтобы правильно использовать освещение с учетом погодных условий и транспортного потока, следует внедрить Систему Управления Освещением, которая функционирует на основе запрограммированных параметров или реагирует в режиме реального времени на внешние условия, такие, например, как яркость. В случае, если световой поток источника света превосходит рекомендуемый уровень, система управления освещением его уменьшает.
Основная задача системы управления освещением — обеспечение соответствия количества и качества света параметрам, определенным для данной дороги при различных условиях. Дополнительная опция постоянного светового потока, предусмотренная в драйверах светодиодов, компенсирует присущее источникам света уменьшение светового потока в течение срока их эксплуатации.
Для того, чтобы оптимизировать затраты на энергопотребление при использовании источников света с высокими факторами S/P и CRI, высококачественной оптикой в сочетании со световыми характеристиками светодиодов, учитывать данные параметры при проектировании системы освещения необходимо с самого начала. Перед тем, как принять окончательное решение относительно дорожного освещения, обязательно взвесить все за и против различных видов источников света, оптических систем и возможностей управления.